Еда идет на Восток

Еда идет на Восток

Эксперт

На территории ТЛК «Южноуральский» открыли агрохаб для поставки товаров в Китай

Новая дочерняя структура РЖД, специализирующаяся на обработке контейнерных грузов, ООО «Сухой порт Южноуральский», начала работать на территории транспортно-логистического комплекса (ТЛК) «Южноуральский». Проект получил название «Агрохаб». С его помощью грузовые потоки пищевой продукции в Китай с Южного Урала будут поставляться по новому логистическому коридору через Казахстан.

Восточный экспресс

Сегодня доставка идет по Транссибирской магистрали до Забайкальска (самый популярный пункт перехода границы) и Манчжурии. Конкурентное преимущество ТЛК в том, что сообщение с цент­ральными и западными районами Китая окажется в разы быстрее — 7 — 10 дней против 30 через Забайкальск. При появлении более быстрого и дешевого пути доставки вопрос загрузки ТЛК «Южноуральский» (сегодня — всего 20%) будет лишь делом времени. 

Федеральную трассу Челябинск — Троицк, включенную в проект мультимодальных центров РФ, расширят до четырех полос для оптимизации работы транспортного узла. Как говорит генеральный директор OОО «Сухой Порт Южноуральский» Максим Царёв, сейчас здесь «работают над ускорением начала работ по трассе».

В течение двух недель на терминал прибудет ричстакер — перегружатель для контейнеров. Первый товарный поезд с 42 контейнерами продукции компании «Велком» планируют отправить через агрохаб на Восток до конца сентября, рассказывает коммерческий директор новой структуры Кирилл Васильев. Стоимость отправки одного 40-футового контейнера — примерно 1,5 тыс. долларов. Первая отправка пойдет по существующим погранпереходам. А 19 сентября в Алма-Ате челябинцы планируют подписать соглашение с компанией «Исткомтранс» и следующую доставку делать уже через Казахстан. Выделение платформ и контейнеров с казахстанской стороны согласовано. Подписаны также ключевые договоренности с зоной свободного экономического развития Порт Инкоу в провинции Ляонин (Китай): здесь готовы покупать российскую продукцию до 20 млн тонн в год, а через ТЛК «Южноуральский» —

3 млн тонн во всех видах транспортировки. С нашей стороны для этого подписано соглашение между ООО «Сухой Порт Южноуральский», Российско-Китайским аграрным фондом и «Сухим Портом Инкоу». В дальнейшем планируется бесперебойное обеспечение поездов в Инкоу через Казахстан. В Китае в ближайшее время будет открыто еще шесть свободных экономических зон. Актуальная задача для челябинских предпринимателей и операторов перевозок — поиск доступа к ним. Организаторы агрохаба пригласили агрокомпании в качестве резидентов на площадку ТЛК для развития бизнеса.

Своих накормили

В Китае все больше востребованы российские продукты питания: мука, масло, мясо птицы, зерно. Экспорт продукции АПК из Челябинской области за первое полугодие-2019, по данным федеральной таможенной службы, вырос по отношению к первому полугодию 2018 года на 36% в натуральном выражении, с 58 до 80 тыс. тонн, рост в стоимостном выражении — 24%. Создание агрохаба и продиктовано тем, что увеличение объема агроэкспорта требует новых подходов к развитию логистики и альтернативных путей доставки грузов.

К 2024 году Южный Урал намерен втрое увеличить объемы отправляемой за рубеж продукции АПК и готовых продуктов, с 108,4 млн долларов (2018 год) до 292 млн долларов, отметил исполняющий обязанности заместителя министра сельского хозяйства Челябинской области Александр Раевский. Такая задача стоит перед агрокомплексом региона в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Объем экспортируемой продукции в Китай увеличивают и другие регионы страны. В этом отношении Челябинская область имеет конкурентные преимущества, так как сама является пунктом перехода границы на новом транспортном пути через Казахстан при наличии на границе ТЛК «Южноуральский».

Экспортный потенциал Южного Урала формировался благодаря господдержке инвесторов, которые приходили в АПК последние десять лет. В самый интенсивный период, с 2014 по 2018 год, реализовано 24 инвестпроекта общей стоимостью 44 млрд рублей. В результате в регионе нарастили производство основных видов продукции, а по некоторым — намного превысили потребность собственного населения. Так, по мясу птицы это 98 кг против 31. Макаронные изделия челябинцев заполняют 27% рынка России.

Южный Урал занимает первое место в УрФО по экспорту продукции АПК, реализовав за прошлый год объемы поставок на 108,4 млн долларов, из них на 64 млн долларов поставлено в Казахстан, традиционному партнеру. Челябинская область планирует усиливать торговые отношения и с Польшей, Сербией, Венгрией, Турцией и Вьетнамом: глава региона Алексей Текслер в июле встречался в Челябинске с шестью торговыми представителями РФ в этих странах. По его словам, региональное взаимодействие с торгпредствами, продвижение производителей — важное направление, которое нужно поддерживать на высоком уровне. Торгпредства должны стать центрами информации о возможностях вхождения в рынок той или иной страны: алгоритма прохождения фитосанитарных процедур, получения необходимых лицензий, разрешений и тому подобного.

В прошлом году товарооборот с этими странами значительно вырос. Вьетнам, например, традиционно закупал и ныне увеличивает потребление мяса птицы. Эта страна становилась транзитером для Китая, когда у Поднебесной были ограничения по прямым поставкам. Сегодня после договоренностей, достигнутых в ходе государственного визита в июне в Россию председателя КНР Си Цзиньпина, китайская сторона разрешила проводить аттестацию и аккредитацию нашим птицеводческим предприятиям. Разрешение на прямую поставку птицы получили два холдинга Челябинской области.

Завтрак готов

Емкость рынка на Востоке потрясает: численность населения многих китайских провинций превышает численность населения РФ. Но цель ставится вполне достижимая: для наращивания экспортных объемов Южный Урал будет выходить на 100% использования мощностей и развивать производства, наиболее востребованные на зарубежных рынках. Здесь хотят увеличивать экспорт до тех уровней, которые зафиксированы в национальных проектах. Еще важно при этом соблюсти баланс и не оголить внутренний рынок.

АПК области заточен на то, чтобы за рубеж отправлять не сырье, а продукцию высокого передела. Чистого зерна, например, по сравнению с продуктами переработки Южный Урал поставляет в разы меньше. Пока основными экспортными товарами являются мука (рост за первое полугодие 2019 года по отношению к первому полугодию 2018 года на 54% в стоимостном выражении), крупа (плюс 23%); готовые завтраки, супы (плюс 40%), кондитерские изделия — (41,6%). К самым перспективным видам экспортной продукции относятся макаронные изделия (рост на 54% в денежном выражении), а также экспорт подсолнечника и масличных культур.   

Справка:   


ТЛК «Южноуральский» (ныне на 100% принадлежит государству через дочернюю компанию Минтранса «Государственная транспортная лизинговая компания») — крупный «сухой порт» по обработке контейнерных грузов. Комплекс с шестью железнодорожными путями, контейнерной площадкой для обработки и хранения грузов площадью 14 га, а также складом класса А площадью 82 тыс. кв. метров рассчитан на максимальный грузопоток на уровне 2,5 млн тонн в год. Проект представлен на Деловом совете ШОС в июне 2012 года, строительство началось в сентябре 2013 года. Стоимость 7 млрд рублей. О проекте изначально говорили как о стратегическом объекте развития Нового Шелкового пути: «Эксплуатация комплекса позволит сократить более чем в два раза железнодорожные пути из западной части Китая транзитом через Казахстан в Россию и Западную Европу». На данный момент комплекс остается незагруженным.    
Leave a reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *