В Свято-Троицком кафедральном соборе продолжаются масштабные реставрационные работы, которыми занимаются художники-реставраторы Московского Межобластного художественного реставрационного управления
Мы поднялись на строительные леса, чтобы показать вам, как после работы реставраторов меняется на глазах живопись, обретает цвет и новую жизнь.
Обо всех этапах работы и о сюрпризах, которые скрываются под слоями штукатурки рассказывает бригадир художников-реставраторов Андрей Лосев:
«Основная задача реставрации — это удалить все поздние наслоения, чтобы добраться до авторской росписи, суметь реконструировать живопись по авторскому замыслу.
На начальных этапах мы удаляем копоть, слои масляной шпаклёвки, краски, слой лака. То есть как минимум четыре поздних слоя. И чем ниже мы спускаемся, тем больше слоев масляной шпаклевки приходится удалять, так как нижние стены храма значительно чаще поновлялись к праздникам.
Храм был расписан очень грамотно — авторы росписи для того, чтобы создать эффект нарядности, большую часть расписали орнаментами, и сделали живописные вставки, как ювелиры обрамляют драгоценные камни. Благодаря таким орнаментам, ценность живописи повышается.
Вообще, этот объект — памятник с сюрпризами. Чем больше мы работаем, тем больше работы появляется. Например, совсем недавно один из реставраторов задался вопросом, почему над северной дверью изображено Сретение, а над южной просто Притчи? И когда мы начали делать зондаж, выяснилось, что под росписью праздника Сретения Господня есть другие. Вот так неожиданно мы попадаем на изменение сюжета. Сохранность, конечно, будет плохая, но самое главное зацепиться, остальное мы сделаем.
Рядом с иконостасом, в арках оконных проемов, хорошо сохранился прекрасный орнамент конца XIX века, уцелели даже золотые элементы, которые мы обязательно постараемся сохранить.
На восточной части, ближе к алтарю, фрагментарно сохранились орнаменты начала XIX века — более ранние, чем мы восстанавливаем, которые тоже решили сохранить. К этому же времени относятся орнаменты с изображением митры и евхаристии на южной и на северной стене.
Ну и конечно уже известная, чудом сохранившаяся под куполом храма, самая старая в Челябинской области, клеевая живопись XVIII века с изображением херувима, которая по всем канонам и традициям не должна была сохраниться, потому что клеевая живопись сохраняется крайне плохо».
Увиденные нами этапы реставрации очень впечатляют. «Открывая» стены, реставраторы открывают историю нашего любимого храма, а значит и нашего родного города.