В Оренбургском архиве хранится интересный документ, описывающий события гражданской войны священником Христорождественской церкви Клястицкой станицы Саввой Андреевичем Цымбаловым
В Оренбургском архиве хранится интересный документ, описывающий события гражданской войны священником Христорождественской церкви Клястицкой станицы Саввой Андреевичем Цымбаловым.
Жалобы священников Цымбалова и Скопина архиепискому Оренбургскому и Тургайскому на притеснения их большевиками в 1918 г.
«Его Преосвященству Высокопреосвященному Мефодию, Архиепископу Оренбургскому и Тургайскому
Благочинного 2 округа Троицкого уезда
священника Саввы Цымбалова
рапорт
Считаю долгом сообщить Вашему Высокопреосвященству … что мне известно о случаях притеснения большевиками пастырей Церкви и разстрела казаков в районе 2-го благ. округа.
Из духовенства 2-го окр. наиболее потерпевшим от большевистского произвола является священник Бобровского прихода о. Иоанн Симонов, который без всякого повода и причины арестовал местный поселковый «совдеп» и препроводил в Троицкую тюрьму, где он, подвергаясь насмешкам и издевательствам как со стороны уголовных преступников так и в особенности от «товарищей», просидел до 4.VI, когда чехословаки, заняв город Троицк, освободили вместе с др. и его.
… местные поселковые «товарищи» растащили все его имущество.
Подвергся гонениям и я, и (будучи предупрежден об опасности), избежал их пули. (моя вина, по словам «товарищей»)
1). С момента захвата большевиками г. Троицка я якобы в публичных и частных беседах убеждал … пасомых не признавать «сов. власть», как наше Отечество не только к политической, но и к духовной смерти … указывал на их … враждебное отношение к Св. Церкви, к Православной Вере, ко всему святому и открыто не признавал их власти законной.
2). Я, как член Крестьянского кредитного товарищества, приняв на хранение казенные деньги от Окружной Управы и заведующего хозяйством 3-го Отдела Казачьего войска, не отдал эти деньги большевистской власти.
3). Я в своем доме давал приют офицерам, укрывая от большевистских преследований.
4). Я с церковной кафедры призывал население к вооруженной борьбе с большевиками.
Первые – справедливы, последнее нет … решением политических вопросов с церковной кафедры не занимался – не место … Истина в обвинении в следующем: 9.III, в пятницу на первой неделе Великого поста, по просьбе некоторых крестьян, дети коих случайно оказавшиеся в соседней Кособродской станицы, были захвачены большевиками, явившимися для разорения местного населения, – мной был отслужен молебен после литургии Преждеосвященных Даров, … молебен я предварил словом, в котором указал на грозящую Св. Церкви опасность со стороны узурпаторов народной власти … привел несколько примеров их пренебрежительного отношения к Православным святыням, сказал о мученической кончине митрополита Владимира. –
влияние на слушателей: после литургии пос. собрание – вопрос об отношении к большевикам в дальнейшем, т.к. до этого времени Клястицкий поселок советскую власть не признавал. На этом то собрании м.б. под свежим впечатлением моего слова один из прихожан Тимофей Меркурьевич Куровский, отличающийся религиозностью и ревностью по Вере христианской, стал звать односельчан к вооруженной защите Св. Церкви: началось брожение, большинство – на стороне Куровского, пожар готов был вспыхнуть. (масло в огонь подлила речь агитатора, отрекомендовавшегося рабочим кожевенного завода, который пояснил, куда ведут Св. Русь большевики и доказал необходимость вооруженного восстания). В тот же день добровольный партизанский отряд, который отправился на соединение с отрядом Дутова. Перед выступлением участники отряда выразили желание исповедаться и причаститься Св. Тайн, причем просили отслужить им напутственный молебен и в напутственном слове выяснить, позволительна ли с христианской точки зрения борьба с большевиками.
Я не имел никакого нравственного права отказать … сказал, на предстоящую им борьбу я смотрю не как на борьбу за власть, а как на борьбу за Св. Церковь, борьбу за Христа, коего открытыми врагами являются большевики … причем привел несколько примеров из жизни ветхой и новозаветной церкви, где сам Господь непосредственно или через св. посланников благословлял верующих на борьбу за Св. Веру.
16, 17.III – бомбардировка нашего поселка, 2 месяца я скитался по всем лесам – описывать не стану.
31.V, в день Вознесения Господня вблизи г. Троицка около Менового двора, приблизительно в 11 час. утра, большевиками были разстреляны 2 моих прихожанина – казаки Тимофей Меркурьевич Куровский и Александр Савватиевич Дурышин. Первый обвинялся в призыве к вооруженному восстанию против Советской власти; 2-й – в разстреле большевистского депутата перед боем 16. III.
в 20-х числах – в тюрьму – суровый тюремный режим.
По словам односельчан оба эти героя на допросах вели себя безукоризненно, как подобает честным гражданам и истинным сынам Православной Церкви. Особенно казак Куровский – он все время открыто без страха заявлял, что считает большевиков врагами Православия и как с таковыми всегда готов вступить в борьбу, что смерть, коей они ему ежедневно угрожали, для него желанна как мученичество за Христа. И его желание исполнилось, он скончался поистине мученически, т.к. до разстрела большевики отрубили ему часть лица, вывернули пальцы.
Вечная память доблестным мученикам за имя Христово!»
1918 г. 1/14 IX
Орфография и пунктуация автора сохранены.
Источник: ОГАОО. Ф. 305. Оп. 1. Д. 40.