Первые шаги в большой мир

В мае 2024 года Южно-Уральская железная дорога отмечают юбилей – 90 лет! Солидный возраст для магистрали

Первые шаги в большой мир

И рупор, и рычаг

В начале 1930-х годов проводилась большая перестройка работы железнодорожного транспорта. В управлениях магистралей создавались политотделы, а при них рождались газеты. В приказе Главного политуправления Народного комиссариата путей сообщения говорилось, что такие газеты должны «служить массовой трибуной обмена опытом, оружием развития смелой критики недостатков», и важная роль отводилась корреспондентам-рабочим.

Первый номер «Призыва» вышел через месяц после создания ЮУЖД – 21 мая 1934 года. Газета полностью соответствовала требованиям упомянутого постановления. Полосы тех лет пестрят заголовками: «Закрепить первые успехи», «Развёртываем индивидуальное соревнование», «Сделаем Южно-Уральскую образцовой!», «Ударники – знатные люди социалистической родины», «Добьёмся звания передового депо»…

Уже в первом номере было опубликовано письмо дежурных по станции Челябинск с призывом развернуть социалистическое соревнование среди смежных подразделений. Идея будет подхвачена, и следующее десятилетие пройдёт под теми же агитационными лозунгами. А осенью 1935 года начнёт набирать обороты стахановское движение, и статьи о перевыполнении планов будут выходить ежедневно.

Дорожным газетам придают статус региональных периодических изданий с соответствующим штатом и оплатой труда сотрудников. «Призыв» выходил ежедневно и печатался в собственной типографии, а на каждом отделении дороги был собственный корреспондент.

Первоначальный тираж «Призыва» – три тысячи экземпляров. Уже через год он увеличился в два раза, а в октябре 1939-го составлял 11 тысяч. В основном газета выходила на четырёх полосах, но иногда были и восьмиполосные выпуски, в которых публиковались государственные документы. Благодаря профессионализму редакторов и журналистов популярность и необходимость издания с каждым годом увеличивалась. Первым редактором «Призыва» был Михаил Гоберник.

При этом активно росла сеть рабкоров, которые писали информационные материалы о работе на местах. Особой популярностью пользовались письма от читателей, которые публиковало издание. Они зачитывались на общих собраниях трудовых коллективов. Многие производственные структуры только формировались и поэтому письма с критикой были поставлены чуть ли не на поток.

Общественные корреспонденты находились непосредственно на производстве, были лучше осведомлены о событиях и проблемах, а значит, могли предоставлять наиболее интересную, живую, полную и компетентную информацию с мест. Об этом красноречиво говорят заголовки от рабкоров: «Пути станции Кустанай заросли травой», «Агафонов не исправляет тормоза», «Цистерны простаивают по 150 часов», «Семафоры освещены плохо»… 
Газета в 1930-е становится не только общественным рупором, но и рычагом, с помощью которого можно решить наболевшие вопросы. В редакцию можно написать о какой-либо общественной или производственной проблеме. Ниже кратко приведём примеры особо колоритных материалов.
«Не соревнуемся?» (июнь, 1934)

…Полевые станции и разъезды Златоустовского отделения соревнованием не охвачены. Мы ни с кем не соревнуемся… Совершенно не удивительно поэтому, что пути и стрелки разъездов находятся в плохом состоянии. Стрелки неисправные, на путях грязь, дисциплина среди рабочих крайне расхлябана. Начальник разъезда Черников целыми днями пропадает на охоте, не обращая внимание на работу разъезда… Ни с кем не соревнуется и станция Тундуш. Начальник станции занят рыбной ловлей. Златоустовский райпрофсож совершенно забыл о разъездах полевых станций. Вместо того чтобы выехать на место и помочь развернуть соревнование, работники райпрофсожа занимаются канцелярской отпиской, посылая директивы и телеграммы.

«Пропавший вагон» (октябрь, 1937)
29 сентября на станции Челябинск-товарная был отгружен вагон № 425549 со столами и стульями для школы стахановцев станции Троицк. До сих пор поезд на станцию назначения не прибыл, хотя от Челябинска до Троицка всего 120 км.

Комсомольцы – помощники партии

Материалы «Призыва» несли и идеологическую нагрузку, ведь это был орган политотдела ЮУЖД. Поэтому практически ежедневно на целой полосе уделялось внимание политучёбе. В материалах с заголовками: «В журнале помечено «хорошо», «Красный уголок закрыт?» «Политучёбы у проводников нет» поднимались идейные вопросы. Для одних они становились местом для расправы, а для других – возможностью для карьерного роста.

Некоторые номера газет посвящены итогам не только собраний Южно-Уральской магистрали, но и съездов всего Советского Союза. Публиковались и результаты политических чисток. Так, в материале «Дело шпионской организации» за октябрь 1934 года рассказывается о гражданах, которые собирали информацию о военных подразделениях армии и Военно-Морского флота в Ленинграде и Мурманске. Приговор суровый: часть виновных расстреляли, а некоторые получили сроки от 8 до 10 лет.

Коммунистическая партия расправляла крылья, и не быть в её рядах считалось нонсенсом. 

«Письмо комсомольца» (май, 1937)
«Я подал заявление о принятии меня в комсомол ещё в 1936 году. На общем собрании в ряды комсомола меня приняли, но до сих пор не считают комсомольцем. Однажды обратился к комсоргу тов. Колбину. Он заявил мне, что не получен ответ от райкома комсомола. Поэтому меня уже считают «механически выбывшим». Я прошу политотдел Карталинского отделения выяснить – утверждён ли я в члены комсомола».

И, конечно же, два-три раза в неделю в газете выходили материалы-обзоры из западных СМИ: в Европе постоянно проходят забастовки рабочих, Китай сражается с Японией, а американские капиталисты заботятся о том, чтобы заработать как можно больше денег.

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы

И всё же большую часть газеты составляли материалы на производственную тему. Фотографии работников, отлично справившихся со своей задачей, служили примером их коллегам и были гордостью не только своего отдела, но и всей магистрали. 

«Быстрее пассажирского поезда» (декабрь, 1937)
«3 декабря 1937 года диспетчер Курганского отделения движения тов. Осипов, соревнуясь с машинистом тов. Блиновым на быстрое и безаварийное следование поезда № 712, добился хорошего продвижения поезда. На участке Шумиха – Курган состав прошёл без остановок и без набора воды за 2 часа 55 минут вместо 5 часов 35 минут по графику».

Особой популярностью пользовалась рубрика «Призыв» ждёт ответа». Два-три раза в месяц ей уделялась целая полоса вопросов, обращённых к руководству. Сегодня некоторые из них читаются с улыбкой: 
«Парторгу 1-го стройучастка. На слёте ударников 1-го стройучастка столяра Мещерякова премировали тёлкой, а дали вместо тёлки трёхмесячного телёнка».

«Начальнику Челябинского вагонного участка. 150 человек проводников Челябинского резерва не имеют форменной одежды».

И что интересно, на данные вопросы руководителям подразделений приходилось общаться с читателями также официально, через средство массовой информации. К сожалению, найти ответы про телёнка и форменную одежду нам не удалось, так как не все номера сохранились в подшивках тех лет.
Рабкоры писали не только статьи, но и фельетоны. Один из таких критических материалов о бюрократических препонах в железнодорожной сберегательной кассе «Человек с бланком» высмеивал формальный подход к делу. Автор пенял на то, что здесь совсем не заботятся о клиентах, которые приносят деньги. На протяжении полувека те же вопросы не раз будут волновать советских граждан.

Спорт и труд рядом идут

Традиционно последняя полоса уделялась культурной жизни, спорту и социальным вопросам. В 1930-е годы становятся популярными настольный теннис, волейбол, футбол, катание на коньках, которым посвящаются первые товарищеские турниры среди подразделений дороги.

«Прошёл турнир» (февраль, 1937)
Завершились кустовые и дорожные соревнования по хоккею и конькам. Первое место заняло Челябинское общество «Локомотив», второе – уфалейское, третье – карталинское. В соревнованиях участвовали 75 спортсменов.

Интересны новости одной строкой:
– Рабочие паровозных бригад и экспериментального цеха Челябинска включились в работу по подготовке железнодорожной школы № 2 к новому учебному году.

– На станции Чумляк организован кружок юных друзей ОСОАВИХИМа.

– Горсад им. Пушкина приглашает на массовое гуляние в 6 часов вечера. Играет симфонический оркестр. Ежедневно работают танцевальная площадка, аттракционы и буфет.

– Челябинской ж.д. больнице требуется счетовод.

– Курганская школа дорожных мастеров и бригадиров пути набирает курсантов. Предусмотрен средний заработок, особая добавка – семейным.

Гудок

Next Post

15 апреля приступят к восстановлению подвесного моста

Пт Апр 12 , 2024
Основную работу на себя возьмет троицкий предприниматель. Сначала он проведет ревизию уцелевших частей сооружений, а затем с помощью необходимой техники приступит к работам. По информации членов СНТ «Полет», свой вклад внесут и садоводы. Объявлен сбор средств среди членов садоводческого товарищества, которые будут направлены на восстановление подвесного моста. Работы организация начнет […]
15 апреля приступят к восстановлению подвесного моста