Слово архимандрита Павла (Кривоногова) при наречении во епископа Троицкого и Южноуральского
14 февраля 2024 года в Тронном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Павла (Кривоногова), клирика Московской (городской) епархии, наместника Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря, во епископа Троицкого и Южноуральского. При наречении архимандрит Павел обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом.
Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, преемники апостолов Христовых, богомудрые архипастыри!
Промыслом Божиим, избранием Вашего Святейшества и Священного Синода, я призван к высокому служению Церкви Христовой на родной мне Уральской земле.
Готовясь к предстоящей хиротонии, я часто вспоминаю житие и служение таких светильников Церкви Христовой, как Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, и других славных мужей, в святительском подвиге Богу благоугодивших, и от этого уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое (Пс. 142:4), ибо не вижу в себе и малейших признаков близости к той степени чистоты и непорочности, какими были украшены эти угодники Христовы, особенно когда привожу себе на память слова святителя Григория Богослова о том, «что иной непорочен и взошел на самый верх добродетели; все еще не вижу, каким запасшись знанием, на какую понадеявшись силу, отважится он на такое начальство».
Святой Максим Исповедник, вспоминая сынов Аароновых Надава и Авиуда, принесших пред Господом «огонь чуждый» (Лев. 10:1-2), поясняет, что «те, кто всегда, как священники, приносят Богу себя как жертву живую (Рим. 12:1) и, подобно Клеопе, блюдут в себе горение Святого Духа, — те приносят Богу Его собственный огонь. Когда же люди по беспечности отходят от такого состояния и допускают в себе распаление страстей, тогда они приносят огонь чуждый и сжигаются в совести огнем обличений».
Этот случай из истории Ветхого Завета научает приступать к сему служению с большим страхом, но послушание призыву Божию и священноначалию Церкви побуждает меня с благоговением покориться Божественному Промыслу, стопы человеческие исправляющему (Пс. 36:23).
Самой важной чертой любого служения является христоподражательное смирение. Сам Христос Спаситель говорит: Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29). Эти слова убеждают меня в том, что возлагаемое на меня иго Христово, иго епископского служения, является для меня новым уроком смирения, без которого невозможно спасение и которое делает легкими любые тяготы и облекает человека благодатной силой Божией, в немощи человеческой совершающейся (2 Кор. 12:9).
Сегодня мне хочется поблагодарить всех, через кого Господь, желающий всем спасения (1 Тим. 2:4), преподносил мне уроки разумного, спасительного христианского смирения.
Благодарю Господа за то, что Он даровал мне, грешному, таких родителей, которые от детских пелен и пока жили на этой земле воспитывали во мне христианский дух.
До земли преклоняюсь перед старцами Троице-Сергиевой лавры, где я принял монашеский постриг и прожил 25 лет, и перед старцами Псково-Печерского монастыря, куда меня ежегодно с детства возили мои благочестивые родители. Они показывали мне своим примером, как нужно любить Бога и смиряться перед Ним и пред людьми. Благодарю братию Саввино-Сторожевского монастыря за их терпеливое и послушливое принятие меня в свою монашескую семью.
С глубоким признанием припадаю сегодня к стопам Вашего Святейшества и к стопам Ваших сослужителей-архипастырей. Вы, богомудрые святители, показываете, как нужно любить Святую Церковь Христову, как нужно хранить ее чистоту и неповрежденность, как нужно мужественно переносить удары и горечь человеческой неправды и клеветы от тех, кто нападает на Церковь.
И ныне, предстоя пред вами, святители Божии, смиренно прошу: помолитесь обо мне, грешном и недостойном, чтобы Господь, низводя на мою главу через возложение честных рук архипастырей Свою огненную благодать, не опалил меня, но, уврачевав немощи и восполнив недостатки, даровал мне силу неосужденно совершать епископское служение во утверждение Его Святой Церкви, во славу Его Пресвятого имени и во спасение души моей и паствы Христовой.