Стальная магистраль

К 90-летию Южно-уральской железной дороги

Южно-уральская железная дорога появилась на карте стальных магистралей СССР в далеком уже 1934 году. Да, она является ровесницей Челябинской области.

О начале работы новой дороги 15 апреля 1934 года возвестила дорожная газета «Призыв», к слову сказать основанная в это же время. Зададимся вопросом: какие же предпосылки были у этого события?

Начало отсчета – индустриализация Образование ЮУЖД неразрывно связано с индустриализацией страны. В начале 1930-х годов на железные дороги Южного Урала обращалось пристальное внимание, так как именно здесь находилось звено, связующее центральные районы страны с Уралом и Сибирью, где в это время происходило мощное развитие тяжелой индустрии.

Необходимость разукрупнения Пермской железной дороги на две самостоятельные хозяйственно-экономические хозяйственно-экономические хозяйственно-экономические единицы была продиктована заботой о качественном управлении железнодорожной инфраструктурой, которая к обозначенному периоду стала узким местом и тормозом развития народного хозяйства. Пропускная способность железных дорог Урала не позволяла полностью обеспечить потребности в перевозках важнейших грузов для промышленных гигантов первых пятилеток. Речь идет о таких крупных объектах, как Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, угольные разрезы Кузбасса, Челябинский тракторный и ферросплавный заводы и множество других предприятий.

Разделение Пермской железной дороги В соответствии с приказом Народного комиссара путей сообщения А. А. Андреева от 4 января 1934 года № 7/Ц «О разделении Пермской железной дороги «предписывалось разделить Пермскую железную дорогу на две дороги: Пермскую в составе Пермского, Чусовского, Красноуфимского, Свердловского, Тюменского, Тагильского районов с управлением дороги в Свердловске и Южно-уральскую в составе Челябинского, Курганского, Троицкого и Златоустовского районов с управлением дороги в Челябинске.

Эти четыре района, называемые также «эксплоатационными отделениями», в момент рождения дороги дополнились еще четырьмя – Карталинским, Нязепетровским, Уфалейским и Синарским. Общая эксплуатационная длина путей всей Южно-уральской дороги в 1934 году составила 2331 км, что практически в два раза меньше.

Интересно, что раздельные пункты на границах с соседними дорогами у «эксплоатационных отделений» зачастую отличались от нынешних. Так, например, Курганское отделение стыковалось с Омской железной дорогой по разъезду Надзор (перед ст. Макушино), Троицкое отделение заходило на 160 км на территорию Казахской ССР, простираясь до ст. Кустанай, Уфалейское и Синарское граничили с Пермской железной дорогой по разъездам Арамиль и Кодинский соответственно. Таким образом, вновь образованная Южноуральская магистраль вобрала в себя участки Омской, Пермской, Самарозлатоустовской и Троицкой железных дорог.

Курс на укрупнение Управление ЮУЖД с 1934 года базировалось в круглом здании, построенном под гостиницу, по улице Воровского, 2 (в наши дни здесь размещается Арбитражный суд Челябинской области). Лишь в 1942 году руководство дороги и ее главнейшие службы переехали в специально спроектированное под Управление ЮУЖД здание на площади Революции, 3, где они и находятся по нынешний день.

Более 20 лет с момента образования Южно-уральская железная дорога не меняла внутренних границ, однако в течение нескольких лет внутри дороги произошли серьезные изменения. В 1955 году Нязепетровское отделение было ликвидировано, а его хозяйство вошло в состав НОД Златоуст. В 1957 году в состав Челябинского вошло Уфалейское отделение. В 1959 году Синарское отделение отошло к Свердловской железной дороге. Наконец, в марте 1960 года Троицкое отделение было присоединено к Карталинскому, исчезнув со схемы ЮУЖД.

В 1952 году на карте стальных магистралей Советского Союза было 56 (!) железных дорог. Управлять таким количеством сложных хозяйственных единиц становилось все тяжелее. Руководитель ведомства путей сообщения Б. П. Бещев при поддержке членов ЦК КПСС, курировавших вопросы транспорта в стране, взял курс на укрупнение железных дорог. Часть из них были упразднены вовсе, разделив между оставшимися свои полигоны обслуживания краев, областей и республик СССР. К 1955 году в стране насчитывалась уже 41 железная дорога, и процесс укрупнения продолжился.

Как прирастала ЮУЖД С учетом сложившихся за долгие годы хозяйственных связей смежных экономических регионов, а также основных показателей работы соседних железных дорог было решено изменить границы Южно-уральской магистрали. С разницей в два года ЮУЖД приросла Петропавловским отделением (1961 год) с востока и огромным Оренбургским (1963 год) с юго-запада, которые были переданы в подчинение Челябинску из состава Омской и Куйбышевской дорог соответственно. С тех пор границы Южно-уральской за счет других дорог не менялись.

РЖД

Next Post

Первые шаги в большой мир

Чт Апр 11 , 2024
В мае 2024 года Южно-Уральская железная дорога отмечают юбилей – 90 лет! Солидный возраст для магистрали И рупор, и рычаг В начале 1930-х годов проводилась большая перестройка работы железнодорожного транспорта. В управлениях магистралей создавались политотделы, а при них рождались газеты. В приказе Главного политуправления Народного комиссариата путей сообщения говорилось, что […]